На заметку всем, занимающимся сольфеджио

7 апреля 2020

Алла Ивановна Данчакова:

При выполнении домашнего задания прошу обратить внимание на часто встречающиеся ошибки.

Это относится прежде всего к учащимся I-V классов, но иногда такие ошибки встречаются и в работах учащихся старших классах.Написание штилей.Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.

1. Написание штилей:

  • Если нота пишется до 3-ей линейки, то штиль пишут справа от ноты вверх.
  • Если нота выше 3-ей линейки, то штиль пишут слева от ноты вниз.
  • Если нота пишется на 3-ей линейке, то штиль можно писать и вверх, и вниз. Все будет зависеть от того, куда идет следующая нотка: если вверх, то штили идут вниз, если  вниз, то штили пишут вверх.

Только обязательно  помним с какой стороны нотки писать штили. А то очень часто пишут штиль посередине ноты.

2. Если нота восьмая, то хвостик всегда пишется справа, независимо  от того, куда идет штиль - вверх или вниз.
3. Стрелочка около ступени указывает на то, вверх или вниз вы должны написать нотку. Но это не значит, что нотка прыгает вверх или вниз через две октавы. Стрелочка всегда относится к ступени, которая пишется после стрелки. Если нет стрелочек, то следующая нота  ближайшая  к предыдущей.
4. Если в задании не стоит размер, то все устойчивые ступени- звуки мы пишем -белыми, а неустойчивые — черными.
5. Для младших классов. Когда  нам надо построить от какого-то звука интервал, то сначала мы считаем ступени по белым клавишам, и этот звук, от которого нам надо построить, он уже будет первый. Мы его обязательно считаем! Нашли вершину интервала — записали. А дальше  считаем тоны, не забывая наши беленькие полутончики.
6. Многие путают римские цифры IV (4) и VI (6)
7. Очень важное замечание! Когда вам надо записать мелодию по указанным ступеням, то над каждым тактом вы видите ритмический рисунок, который вам говорит о том, какой длительности в такте должны быть ваши нотки. Палочка — это четверть, белый овал с палочкой — это половинная длительность.
8. Для средних и старших классов. Самая распространенная ошибка! Когда вы строите  тритоны,  характерные интервалы, аккорды доминантовой группы в миноре, вы очень часто забываете про гармонический минор, т.е. VII# ступень. Прежде всего, подписывайте тональность, даже в Золиной, а рядом словами запишите VII# ступень, чтобы у вас было это перед глазами.
9. Всегда неустойчивые звуки мы пишем — черными, устойчивые — белыми.
10. Иногда  встречается неверное разрешение неустойчивых звуков.
Запомните: VI всегда разрешается в V, а VII в I .
11. Когда вы пишите аккорды, слева проставляйте тоны (1,3,5)       
                                                                              
И самое, самое главное для всех.    
Это предмет сольфеджио. Самое главное, вы должны все это интонировать и играть. Не забывайте!
Вы тогда все лучше  запомните. Нужна практика!  

На заметку всем, занимающимся сольфеджио